Site icon ИнфоТЭК

Добровольные углеродные рынки в поисках ориентиров

В России в сентябре 2022 года запущен национальный добровольный рынок углеродных единиц от климатических проектов. На международном уровне продолжают динамично развиваться независимые механизмы, позволяющие торговать такими единицами, а также согласованы правила реализации принципов Парижского соглашения. Что из себя представляет современный ландшафт добровольных углеродных рынков? Чем они отличаются друг от друга? И как в них могут участвовать российские компании?

Корпоративные климатические цели

Добровольные углеродные рынки (voluntary carbon markets) позволяют компенсировать выбросы парниковых газов путем приобретения углеродных кредитов от климатических проектов. Углеродный кредит подтверждает факт устранения, предотвращения или поглощения 1 тонны CO2-экв. относительно инерционного сценария (без реализации проекта). Когда кредит погашается в счет компенсации выбросов, он становится зачетом (офсетом) и изымается из торгового оборота.

Основной спрос на углеродные кредиты в мире предъявляет климатически ответственный корпоративный сектор, то есть компании, взявшие на себя обязательства (как правило, добровольные) по сокращению выбросов парниковых газов или достижению углеродной нейтральности. При этом приобретение кредитов рассматривается компаниями как "последнее средство" достижения климатических целей (после исчерпания возможностей оптимизации внутренних процессов). Судя по мировой практике, кредиты сейчас компенсируют 5–10% выбросов компаний.

По данным Net Zero Tracker, среди 2 тыс. крупнейших публичных компаний чуть более половины имеют в том или ином виде климатическую цель. Из них 36% прямо заявляют об использовании углеродных кредитов и только около 5% – об отказе от них (оставшиеся 59% не раскрывают эту информацию, но большинство из них, вероятно, также прибегает к офсетам). Нефтегазовых компаний в выборке 76, и из них 67% с климатическими целями.

Климатические проекты многочисленны и разнообразны, поэтому для выпуска надежных углеродных кредитов необходимы критерии и стандарты, а для упорядочивания их оборота – реестры. Устанавливая критерии, стандарты и реестры углеродных кредитов, организации или правительства создают кредитные механизмы. Стандарты могут фокусироваться на общих критериях для климатических проектов (программный подход) или на критериях для конкретных климатических проектов (проектный подход).

Проверку на соответствие данных проектов (валидацию) и их результатов (верификацию) установленным критериям производят специализированные организации. Такая деятельность обычно предполагает аккредитацию.

Для добровольных углеродных рынков распространенной практикой были внебиржевые сделки, но теперь все активнее развивается биржевая торговля и даже токенизация углеродных кредитов.

Разновидности добровольных рынков

В зависимости от того, кто формирует правила и ведет реестры, можно выделить несколько разновидностей добровольных рынков. Во-первых, это международные механизмы (по стандартам международных организаций). Во-вторых, независимые механизмы (по стандартам независимых, преимущественно некоммерческих организаций). И в-третьих, национальные и региональные механизмы (по стандартам правительств соответствующих юрисдикций).

Международные механизмы представлены механизмами Рамочной конвенции об изменении климата ООН. Именно они дали импульс к реализации климатических проектов и оказали влияние на становление их критериев и стандартов. Проектные механизмы Киотского протокола позволили странам, имеющим обязательства по сокращению выбросов, использовать для их достижения результаты зарубежных климатических проектов. С отказом ряда стран от участия во втором периоде Киотского протокола (2013–2020) интерес к ним снизился, но согласование правил реализации механизмов Парижского соглашения в 2021 году должно дать международным механизмам второе дыхание.

Независимых механизмов достаточно много, но доминируют на этом рынке четыре организации, обеспечивающие около 80% объема и рыночной стоимости этих механизмов. Прежде всего, это крупнейший независимый механизм Verra, затем следуют Gold Standard, Climate Action Reserve и American Carbon Registry. Все они имеют западное происхождение и в основном обеспечивают потребности западных компаний в офсетах за счет реализации климатических проектов в развивающемся мире. Фактически именно эти стандарты задают тон для независимых механизмов.

Получают все большее распространение национальные и региональные механизмы. Часто они внедряются параллельно с обязательными механизмами (системами торговли выбросами парниковых газов или углеродными налогами) и предоставляют возможность регулируемым компаниям выполнять часть своих обязательств за счет углеродных кредитов. Это придает компаниям гибкость, но встречаются и ограничения по объему использования данных механизмов – например, до 5–10% от обязательств компаний.

В общем случае связи между реестрами различных кредитных механизмов не распространены. Конвертация возможна, но она предполагает признание стандартов (доверие к качеству климатических проектов). Например, можно конвертировать углеродные единицы проектного механизма Киотского протокола в единицы таких независимых механизмов, как Verra или Gold Standard. Одна из возможностей – погасить кредит в одном реестре и перевыпустить его в другом.

Российский опыт

Несмотря на определенную задержку в создании условий для реализации климатических проектов Киотского протокола, ряд таких проектов был осуществлен в России. Участвуя в переговорном процессе Парижского соглашения, РФ вносит вклад в формирование правил для новых международных механизмов. Отечественные компании также проявляют к ним интерес. Правда, возникают некоторые риски дискриминации российских климатических проектов.

Есть примеры реализации в РФ проектов по стандартам Verra или Gold Standard, а также приобретения российскими компаниями углеродных единиц независимых механизмов для компенсации углеродного следа продукции. Например, в марте 2021 года "Газпром" осуществил поставку Shell партии СПГ, углеродный след которой был компенсирован единицами стандарта Verra. В текущей ситуации использование данных стандартов и их верификация в России под вопросом.

Наконец, российские компании теперь могут реализовывать климатические проекты по национальным стандартам и приобретать соответствующие углеродные единицы: законодательство принято и инфраструктура создана. Эти единицы смогут использовать как климатически ответственные компании, так и регулируемые организации Сахалинской области – для выполнения квот в рамках стартовавшего в сентябре 2022 года эксперимента по углеродному регулированию. Здесь предстоит дальнейшая работа по признанию российских стандартов за рубежом.

Тенденции и ориентиры развития

Добровольные углеродные рынки в последние годы демонстрировали уверенное развитие, драйвером которого стали независимые механизмы. По оценке Всемирного банка, в 2021 году объем добровольных рынков возрос на 48% относительно 2020 года. Количество выпущенных единиц по итогам года составило 478 млн CO2-экв., из которых 74% пришлось на независимые механизмы, 15% – на национальные и региональные, а оставшиеся 11% – на международные.

Организация Ecosystem Marketplace, отслеживающая динамику развития независимых механизмов, сообщила в обзоре за III квартал 2022 года, что их рыночная стоимость по итогам 2021 года достигла $2 млрд и что их "будущее никогда не выглядело ярче". По мнению Ecosystem Marketplace, после согласования правил реализации механизмов Парижского соглашения добровольные рынки станут более связанными с правительствами и компаниями. А благодаря разработке бенчмарка достоверных и высококачественных углеродных кредитов, над которым работает такая международная инициатива, как Совет по добровольным углеродным рынкам (ICVCM), рынки будут более однородными и прозрачными.

Действительно, это довольно серьезная заявка на интеграцию, но вопросы пока сохраняются. В частности, для усиления связей на основе Парижского соглашения добровольным механизмам предстоит решить так называемую проблему двойного учета. Она возникает, когда единицы климатических проектов отражаются на балансе и страны размещения проекта, и независимого механизма. Парижское соглашение для своих механизмов предусматривает специальные корректировки, но у ведущих добровольных механизмов разные взгляды на этот счет. Verra полагает, что это усложнит добровольные рынки и создаст препятствия для привлечения финансирования, а Gold Standard готовится к введению подобных корректировок.

Аналогичная ситуация и с бенчмарком, первым шагом на пути к которому стали представленные в июле 2022 года Ключевые углеродные принципы (Core Carbon Principles) для высококачественных углеродных кредитов. Поддерживая общую идею, Verra выступает против чрезмерного упрощения и универсализации. Gold Standard, к слову, Ключевые углеродные принципы приветствует.

Кроме того, с распространением производных финансовых инструментов на добровольных углеродных рынках интерес к достоверности и качеству кредитов начали проявлять регуляторы, прежде всего в Соединенных Штатах. В июне 2022 года Комиссия по торговле товарными фьючерсами США организовала экспертный круглый стол, чтобы обсудить состояние добровольных углеродных рынков и потенциальную роль комиссии в данной сфере.

Exit mobile version