Сегодня на производственных показателях и финансовой устойчивости нефтегазовых и энергетических компаний, а также на наполнении бюджетов стран – экспортеров энергоресурсов неблагоприятно отражается целых ряд негативных факторов. В их числе: признаки надвигающегося глобального экономического кризиса, последствия кризиса банковской системы США и ЕС, рост энергозатрат в еврозоне, отсутствие системных подходов к ценообразованию, нерыночные механизмы дисконтирования цен на российские энергоресурсы, противоречие между анонсированной стратегией перехода к безуглеродной энергетике и фактическим ростом выбросов парниковых газов, расконсервация в зоне ЕС неэкологичных электростанций.
Серьезным фактором дестабилизации глобальной энергетики стало резкое усиление санкционного давления на Россию, экспортный потенциал которой имеет фундаментальное значение для формирования устойчивого баланса спроса и предложения на углеводороды в мире. До 2022 года ключевыми потребителями российских энергоресурсов были страны еврозоны. Наличие разветвленной системы трубопроводов позволяло обеспечивать бесперебойные поставки российского углеводородного сырья в Европу, тем самым способствуя развитию экономики стран – членов Евросоюза. Отказ от российских углеводородов привел к росту стоимости энергоресурсов и создал предпосылки для возникновения масштабного экономического кризиса в Европе.
Рыночные механизмы под угрозой
Беспрецедентное санкционное давление на российский нефтегазовый сектор в 2022–2023 годах привело к ускоренному перераспределению российских ресурсов на экспорт из стран Евросоюза в дружественные и нейтральные страны и показало, что все виды российской продукции углеводородного происхождения широко востребованы на мировом рынке. Тем самым нефть, нефтепродукты, газ, СПГ российского происхождения по-прежнему оказывают значимое влияние на формирование глобального баланса спроса и предложения, что позволяет поддерживать стоимость сырья на уровне, приемлемом для потребителей (в том числе и из недружественных стран).
Здесь очень важно подчеркнуть, что санкционная война против России, развязанная коллективным Западом, не привела к попыткам вытеснения нашей страны с мирового рынка нефти со стороны других стран-производителей. Наоборот, альянс ОПЕК+ продолжает реализацию своей стратегии, направленной на сдерживание добычи и поддержание стабильно высоких цен на нефть.
Примечателен и еще один факт – биржевые котировки на эталонные сорта нефти все больше отражают политическую конъюнктуру и все меньше основываются на производственной статистике, на балансе спроса и предложения. Например, биржевые трейдеры на неделе с 5 по 9 июня 2023 года не стали отыгрывать результаты прошедшей 4 июня встречи ОПЕК+, на которой были приняты решения о значительном поэтапном сокращении добычи нефти. Казалось бы, на фоне этой новости цены на нефть должны были подняться, но к концу торгового дня 9 июня котировки сорта WTI снизились почти на $2 за баррель, до $70, а 12 июня – еще на $3, до $67/барр.
9 мая 2023 года Министерство энергетики США объявило аукцион на поставку нефти для стратегического нефтяного резерва страны: 3 млн барр. планируется закупить в августе, а еще 3 млн барр. – в сентябре текущего года. Таким образом, участники ключевых биржевых площадок оставляют без внимания, с одной стороны, снижение добычи нефти альянсом ОПЕК+, с другой стороны – прогнозируемый рост мирового спроса на нефть в августе–сентябре 2023 года, при этом оказывая поддержку по снижению цен на нефть для восполнения стратегического резерва США. То есть главным фактором ценообразования для трейдеров на биржевых площадках Великобритании и США является не основополагающий в экономической науке баланс спроса и предложения, а риски мировой рецессии, неустойчивость мировой банковской системы, политические аспекты.
В этой связи важна согласованная стратегия России, стран – членов ОПЕК+ и дружественных государств-импортеров для поддержания не только баланса спроса и предложения на нефть в мире, но и рыночных механизмов ценообразования, которые сегодня находятся под угрозой.
Новая система ценообразования
3 декабря 2022 года страны ЕС согласовали введение так называемого потолка цен на нефть, поставляемую из РФ морским транспортом. Данный потолок установлен на уровне $60 за баррель. А 5 февраля 2023 года был определен потолок цен на светлые ($100 за баррель) и темные ($45/барр.) нефтепродукты.
При этом существует риск применения аналогичной меры и к поставкам других стран – экспортеров нефти. Ведь государствам коллективного Запада важно довести регуляторную политику до гарантированного завершения, то есть сегментированно заменить механизмы свободного рынка сугубо политическими рычагами.
Насколько эффективно Россия реагирует на эти вызовы? С одной стороны, Россия переориентировала основной объем поставок нефти на рынки дружественных и нейтральных государств.
С другой стороны, Россия по-прежнему отчасти зависит от западной системы ценообразования на нефть. При этом на цены фактических сделок оказало влияние не эмбарго, не ценовые потолки, а реализация российской нефти и нефтепродуктов иностранным покупателям по формулам цены с указанием скидок, формируемых западными ценовыми агентствами. Речь идет о тех договорах купли-продажи (поставки) нефти, в которых до сих пор представлены формулы цены с указанием публикуемых зарубежными агентствами дисконтов, что оказывает непосредственное влияние на консолидированную выручку российских компаний.
Для импортеров российской нефти сформированные отрицательные дифференциалы – это "окно возможностей" для достижения сверхмаржинальности переработки дисконтированного нерыночным образом российского нефтяного сырья.
Пока система формульного ценообразования подразумевает применение дисконтов зарубежных ценовых агентств, получается, что российские компании пассивно учитывают зарубежную оценку стоимости нефти.
Поэтому важной перспективной задачей является исключение из взаиморасчетов таких скидок и переход на договорные дифференциалы по отношению к эталонным сортам без привязки к западным котировкам, переход от использования эталонного сорта Brent к эталонному сорту Dubai, формируемому на биржевой площадке DME.
Логистические вызовы
Еще недавно использование экспортных трубопроводов было гарантией надежности и бесперебойности поставок, однако в текущей ситуации инфраструктурные объекты стали более уязвимы, чем морские перевозки, которые имеют возможность диверсификации.
Самым значимым потрясением для мировой энергетики в 2022 году стал подрыв газопроводов "Северный поток" и "Северный поток – 2", в результате которого страны Евросоюза потеряли доступ к экономически эффективным и стабильным поставкам российского трубопроводного газа в потенциальном объеме 82,5 млрд куб. м в год.
Кроме того, Федеральной службой безопасности РФ в 2022 году была предотвращена попытка диверсионно-террористического акта на трубопроводе "Турецкий поток". А 11 июня 2023 года экипаж военного корабля "Приазовье", который занимается обеспечением безопасности по маршрутам пролегания газопроводов "Турецкий поток" и "Голубой поток", отбил атаку шести морских беспилотников в Черном море.
Нефтепровод "Дружба" не подвергался физической атаке, но оказался частично "замороженным" по политическим мотивам. Германия отказалась от приема нефти по данному трубопроводу начиная с 1 января 2023 года. Данный шаг стал результатом усилий властей Польши, которые добивались введения санкций против этого трубопроводного маршрута. В итоге северная ветка "Дружбы", по которой еще в 2022 году было прокачано 24 млн т нефти, была "высушена" в I квартале 2023 года.
Иная ситуация складывается с морской логистикой. Санкции и эмбарго были направлены на сокращение экспорта нефти из России, но по факту простимулировали рост поставок нефтеналивных грузов морским транспортом. Если в 2021 году совокупная отгрузка нефти через порты Новороссийск, Приморск, Усть-Луга, Калининград, Варандей, Мурманск, Сабетта составила 2,1 млн барр/сут (как в направлении Европы, так и АТР), то за 2022 год отгрузка из перечисленных портов возросла до 2,6 млн барр/сут (или на 22%). Основными потребителями (и распределительными хабами) российской нефти сорта Urals, которая ранее традиционно поставлялась в страны Евросоюза, теперь стали Индия, Турция и Египет. Российским компаниям также удалось перенаправить поставки нефтепродуктов в дружественные и нейтральные страны.
На фоне снижения загрузки экспортной трубопроводной инфраструктуры важно дальнейшее наращивание морских перевозок нефти, нефтепродуктов и СПГ, развитие танкерного флота, расширение потенциала Северного морского пути и портов Арктики.
Именно арктические порты в случае блокирования выходов из Черного и Балтийского морей (как это было в годы и Первой мировой, и Великой Отечественной войн) могут обеспечить экспортно-импортные перевозки грузов.
Развитие потенциала переработки
Если ранее экспорт нефти и газа из России был обоснован потребностями стран-импортеров, располагающих перерабатывающими мощностями, то в перспективе ресурсодержатели будут концентрировать перерабатывающие мощности на своей территории.
Сейчас в мире наблюдается профицит нефтеперерабатывающих активов, однако, по мнению автора, указанный фактор не является препятствием для ввода в эксплуатацию в России новых нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. При этом "коридор возможностей" по замене части ресурсного экспорта на поставку продуктов нефтепереработки с высокой добавленной стоимостью открылся для России как раз в период ввода секторальных санкций. По сути, потолок цен на российские нефтепродукты спровоцировал ценовые преимущества на международном рынке.
Всегда считалось, что как завышенная, так и заниженная цена, демпинг и ценовая дискриминация – это признаки недобросовестной конкуренции. Однако "cap price" легализовал ценовой демпинг в мире. Но основными выгодоприобретателями от такого демпинга стали не страны-инициаторы, а дружественные для России страны. Поэтому уже бессмысленно ориентироваться на профицит мировых мощностей, а, учитывая легализованный коалицией "cap price", важно концентрировать перерабатывающие мощности на своей территории и предлагать миру продукцию переработки. Поэтому с каждым годом все актуальнее становится вопрос о создании на территории России новых перерабатывающих активов.
Это касается не только нефтепереработки, но и газонефтехимии. Реализация новых проектов в этой сфере позволит России обеспечить импортозамещение, использовать газовые ресурсы, от которых отказалась Европа, а также наладить экспорт высокомаржинальной продукции.
Еще одно важное направление – наращивание производства СПГ, что позволит изменить направления экспорта газа и обеспечить безопасность поставок. Среди перспективных проектов, которые уже в краткосрочной перспективе смогут увеличить потенциал переработки газа и производства нефтехимической продукции, можно отметить "Арктик СПГ 2", Иркутский завод полимеров, Балтийский НХК, Амурский ГПЗ и Амурский ГХК.