Чтобы цена не была как дышло…

Создание нового бенчмарка на базе глобального маркетплейса позволит снизить риски участников нефтяного рынка

Чтобы цена не была как дышло…
Фото: Сергей Коньков

Ценовые бенчмарки служат одним из ключевых инструментов не только на рынке нефти, но и в смежных индустриях. Они являются неотъемлемой частью важнейших процессов контрактования, регулирования рынка, планирования инвестиционных проектов и других рыночных процессов.

В настоящий момент в России сложилась ситуация, когда использование существующего инструментария в виде ключевого для России бенчмарка Urals от рейтингового агентства Argus стало серьезным источником риска. В первую очередь речь идет о привязке формулы расчета НДПИ к данному бенчмарку. Мы и раньше могли критиковать данный инструмент за отсутствие прозрачности и неучет всей полноты факторов при расчетах (согласно публичной методологии). Теперь же, когда юрисдикция агентства считается недружественной, а политическая составляющая в экономических отношениях вышла на первый план, риск манипуляции данным инструментом кратно возрос. А уровень доверия к аудиторам, которые верифицируют методологию и исторические результаты анализа, наоборот, кратно снизился.

Непрозрачный инструмент

На самом деле предпосылки для отказа от использования данного инструмента и создания нового назревали еще до обострения геополитической конфронтации 2022 года. Но именно сейчас это стало критичной необходимостью, а действия, предпринимаемые в качестве альтернативы (установление фиксированных значений налогового дисконта Urals к North Sea Dated), надо все-таки рассматривать как временные меры.

Начнем с того, что рассмотрим методологию Argus. Это агентство является одной из ключевых компаний в мире по анализу рынков нефти, энергетики и коммодити. Их бенчмарк Urals определяет цены на нефть средней тяжести и средней сернистости, поставляемую из России. Он рассчитывается на основе данных о фактических продажах и покупках нефти на рынке, а также на основе предложения и спроса на нефть.

Основной методологией, которая используется для расчета цен Urals, служит способ взвешенных средних. Данный способ базируется на взвешивании цен на нефть, которые были установлены на основе различных типов контрактов и условий поставки. Контракты могут быть долгосрочными или краткосрочными, и цены могут варьироваться в зависимости от даты поставки и качества нефти.

Argus использует различные методы для оценки цен на нефть, включая опросы, анализ новостей и экспертные мнения. Как раз тут и кроется отсутствие прозрачности, ведь участники рынка не имеют доступа даже к агрегированным обезличенным массивам входящих данных, их проверяют аудиторы, но в таком случае есть широкое поле для манипуляций, ошибок и неверных интерпретаций данных при дальнейшем анализе и расчетах. Также охватываются не все спецификации, сорта и условия поставки. С учетом нынешней ситуации и объемов "теневого" оборота и логистики вообще можно говорить о нерепрезентативности такого индикатора.

Альтернативный бенчмарк

Выходом из данной ситуации может являться создание альтернативного бенчмарка, его параметры пока только прорабатываются участниками рынка. Основные предложения, которые слышны на текущий момент – это формирование бенчмарка на базе российского рейтингового агентства или аналитического центра, который бы как минимум мог скопировать методологию расчета Argus. Такой подход вполне реализуем, но при этом необходимо учитывать, что данный бенчмарк должен будет использоваться не только для формирования ставки НДПИ, но и для контрактования. А в контрактах, как известно, присутствуют две и более стороны – следовательно, встает вопрос прозрачности расчетов и доверия со стороны партнеров к национальному бенчмарку.

Поэтому, по моему мнению, в текущей ситуации не достаточно просто скопировать подход Argus – нам также необходимо адаптировать его к текущим реалиям и провести работу над ошибками, исключив слабые места, о которых я писал выше. С учетом этих вводных можно описать целевые требования к разработке новой методологии.

Во-первых, отражение реальной картины ценовой конъюнктуры на рынках сбыта российской нефти в режиме реального времени.

Во-вторых, глубокий охват статистических данных, лежащих в основе модели, включая все сорта и все базисы поставки.

В-третьих, прозрачность методологии расчета и подтверждение качества собираемых данных.

С учетом этих требований и на фоне нынешней геополитической ситуации (характеризующейся конфронтацией производителей и потребителей нефти) необходимо создавать не только бенчмарк, но и, в первую очередь, открытую рыночную платформу по контрактованию поставок нефти и газа.

Новая платформа "для своих"

Данную платформу возможно создать на базе ОПЕК+, обязав все страны – участницы альянса проводить свои сделки через нее. Но за этим обязательством должны стоять гарантии. То есть такая платформа должна быть децентрализованной, характеризоваться высоким уровнем криптографии, обеспечивая защиту интересов участников рынка в области уязвимых данных. Для осуществления расчетов возможно внедрить мультивалютную систему с использованием единой базовой цифровой валюты. Это даст в руки участникам ОПЕК+ удобный и безопасный инструмент с широким перечнем преимуществ (операционного характера) перед традиционными расчетами.

Переход основных игроков на такую платформу позволит легко создать бенчмарки ключевых регионов производства сырья. Их главными преимуществами будут достоверность и прозрачность – исключив экспертную и опросную составляющую, мы получим инструмент, который будет объективно отражать действительность на основании данных по сделкам.

Методология при этом может выглядеть следующим образом.

Первый этап – сбор данных. Необходимо сформировать онлайн-площадку для централизации заключения контрактов на поставку нефти. Это позволит получать сведения напрямую от участников рынка и обеспечивать высокую точность и надежность данных.

Второй этап – определение стандартных параметров. Для того чтобы разделить цену на составляющие и максимально очистить ее от независимых переменных, необходимо установить стандартный набор параметров, который включает в себя качество нефти, объем и условия поставки и т. д. Это поможет сформировать единый базис для сравнения цен на нефть и обеспечит точность и надежность расчетов.

Третий этап – выбор метода расчета цен на новый бенчмарк. Предлагается сохранить средневзвешенный метод, основанный на данных, полученных с онлайн-площадки. Этот метод может обеспечить высокую точность и надежность расчетов.

Четвертый этап – сбор данных в режиме реального времени. Для того чтобы обеспечить непрерывный учет изменений цен, необходимо наладить сбор данных в режиме онлайн  и использовать сведения за определенный период времени.

Пятый этап – создание индекса на основе моделирования рынка. Такой подход позволяет оценивать динамику цен на нефть на основе различных факторов, включая рост или снижение спроса и предложения, изменения в производстве и транспортировке сырья, политические события, колебания валютных курсов и т. д. Подобная рыночная модель может также служить для поиска несоответствий в расчетах. Все это позволит создать более точный ценовой индекс, который отражает реальные изменения на мировом рынке.

Шестой этап – разработка прозрачной и надежной методологии расчетов. Следует определить способ агрегации данных, которые будут использоваться для расчета цен.

Седьмой этап – проверка и корректировка. Для обеспечения высокой точности и надежности методологии расчетов необходимо ее периодически проверять и корректировать в соответствии с трансформациями на мировом рынке нефти и изменениями потребностей его участников.

Восьмой этап – верификация и аудит. Для обеспечения прозрачности методологии и доступа к обезличенным данным необходимо регулярно проверять расчеты, пользуясь услугами независимых аудиторов из нейтральных юрисдикций.

Создание нового бенчмарка на базе глобального маркетплейса позволит снизить риски и ответить на многие вызовы сегодняшнего дня, но для этого необходимы готовность, усилия и консолидация всех основных участников такого процесса.

Об авторе

Дмитрий Касаткин
Дмитрий Касаткин
партнер компании Kasatkin Consulting
Все статьи автора

Аналитика на тему