Через конкурс АЗС – к топливной стратегии

Для чего действует конкурс «АЗС России» и как он помогает созданию Генеральной схемы размещения автозаправок

Через конкурс АЗС – к топливной стратегии
Фото: азсроссии.рф

Стоимость бензина и дизельного топлива являются самыми актуальными вопросами для населения нашей страны. В России, по данным Автостата на 1 января 2025 года, насчитывается почти 62 млн транспортных средств. Можно считать, что каждый третий житель страны является пользователем или собственником автомобиля. А потому тяжело переоценить значение конкурса "АЗС России", который направлен на выявление лучших практик среди автомобильных заправочных комплексов нашей страны, налаживание коммуникации с вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) и независимыми участниками рынка.

Структура рынка

Из всех зарегистрированных транспортных средств легковые составляют 51,5 млн. Средняя обеспеченность автомобилями населения в нашей стране – 325 автомобилей на 1000 жителей. Если предположить, что средняя семья состоит из трех человек, то каждая семья обеспечена одним транспортным средством (разумеется, это условный показатель). Легких коммерческих автомобилей около 5 млн, грузовых автомобилей в стране чуть больше 4 млн и менее 0,5 млн составляет парк автобусов.

На конец 2024 года в России существовало 28 970 АЗС. Лидерами по количеству заправок являются "Роснефть" (порядка 3000 станций), "Лукойл" (около 2300) и "Газпром нефть" (примерно 1500).

В целом совокупно 63% АЗС принадлежит независимым операторам. Структура собственности заправочных сетей ВИНК следующая: "Роснефть" – 13%, "Лукойл" – 11%, "Газпром" и "Газпром нефть" – 8%, "Татнефть" – около 3%, "Танеко" и "Сургутнефтегаз" – по 1%.

Метаном можно заправиться на 1080 АГНКС. Также в нашей стране около 7400 публичных электрозарядных станций.

Потребление топлива

За прошлый 2024 год производство автомобильного бензина в России составило 43 млн т, отгрузка на внутренний рынок – 39 млн т. Производство дизельного топлива – 85,67 млн т, из которых на внутренний рынок поставлено 54,4 млн т. Остальная продукция была отправлена на экспорт.

Из всего моторного топлива, поставленного на внутренний рынок около 55% пришлось на автомобильные бензины, 35% на дизельное топливо, 7% составили пропан, бутан и их смеси, чуть более 2% – компримированный природный газ, а на СПГ пришлось около 0,3%. Такова структура потребления топлива на внутреннем рынке.

Стоит отметить полное отсутствие биотоплива, а также сложность в оценке объемов электроэнергии, направленной на зарядку электромобилей. Водород, как моторное топливо, также не присутствует на внутреннем рынке.

Под давлением "инфляции минус"

Рынок топлива, несмотря на повышенное внимание граждан и регуляторов с точки зрения стоимости, находится вне множества различных программ развития. С одной стороны, от АЗС требуется постоянный контроль стоимости реализуемого бензина и дизеля, с другой – полностью отсутствуют элементы фискального и внетопливного стимулирования.

Топливо не находится в списке социально значимых товаров, рынок не является монопольным, однако требования к стоимости предъявляются на уровне монополий, так называемое правило "инфляция минус". В то же время стимулирование реализации иных групп товаров отсутствует.

Меры стимулирования потребления альтернативного топлива (метана в виде КПГ и СПГ, СУГ, электричества) разрознены и находятся в ведении различных органов исполнительной власти, что не лучшим образом влияет на конкуренцию.

Различная ответственность за трассы (федеральные и региональные) также порождает отличающиеся требования по установке АЗС: где-то в составе придорожных комплексов, а где-то — лишь бы что-то стояло, что может реализовывать топливо населению и бизнесу.

"АЗС России"

Конкурс "АЗС России" является надстройкой на базисе топливной отрасли страны. Выявление лучших дает нам возможность определять ориентиры для создания объектов топливообеспечения. Одновременно ведётся работа как с законодательными, так и исполнительными органами по совершенствованию нормативно-правовой базы.

Чем больше компаний заявляется для участия, тем выше уровень представительства, тем больше можно выявить требующих внимания точек.

Новшеством проекта "АЗС России" в 2025 году является изменение традиционного формата работы. Следуя пожеланиям участников рынка, принято решение, что отбору лауреатов и церемонии награждения победителей конкурса будет предшествовать всесторонняя дискуссия о приоритетах государственной политики в сфере топливообеспечения, необходимых регуляторных механизмах федерального и регионального уровней.

Среди затрагиваемых вопросов, обсуждение которых проводится в различных субъектах страны – динамика внутреннего рынка СПГ, обновление концепции развития электротранспорта и зарядной инфраструктуры, уточнение правил функционирования передвижных (контейнерных) АЗС, меры стимулирования торговли нетопливными товарами.

Одной из первостепенных задач является подготовка и утверждение Стратегии развития топливозаправочной отрасли России, Генеральной схемы размещения АЗС — ключевых документов, наличие которых необходимо для привлечения инвестиций, долгосрочного планирования, развития честной конкуренции и придорожного сервиса.

Конкурс позволит субъектам топливного рынка принять непосредственное участие в дискуссиях, высказать свои предложения, сообщить о нарушениях прав. "АЗС России" как платформа топливной отрасли страны может обеспечить учет всех интересов и оптимизировать отрасль как в интересах граждан, так в интересах бизнеса и государства.

ИнфоТЭК является информационным партнером конкурса "АЗС России".

Об авторе

Юрий Станкевич
Юрий Станкевич
заместитель председателя Комитета по энергетике ГД РФ, сопредседатель Экспертного совета конкурса «АЗС России»
Все статьи автора

Статьи на тему