Изменение законодательства, регулирующего отрасль ТЭК, оказало позитивное влияние на рынок российских нефтесервисных компаний. Раньше крупнейшие западные компании, предлагающие иностранное программное обеспечение и технологии, являлись лидерами отечественного нефтесервисного рынка, оставляя позади отечественные компании. Сегодня ситуация изменилась. На первое место выходят отечественные цифровые платформы, которые позволяют управлять месторождением в режиме реального времени, такие умные системы очень востребованы в компаниях нефтегазовой отрасли.
Технологическая независимость
В современных реалиях технологический суверенитет играет ключевую роль в признании государства в мировом сообществе. Он представляет собой способность государства располагать ключевыми технологиями, которые считаются критически важными для обеспечения благосостояния и конкурентоспособности, то есть или самостоятельно их разрабатывать, или получать от экономик других стран без односторонней структурной зависимости.
Постоянные изменения экономической и политической ситуации на международной арене доказывают необходимость собственной технологической независимости. Автоматизация производства, цифровизация отраслей экономики, разработка и продвижение собственных технологий становятся основополагающими факторами стратегий развития. Наступивший 2024 год в России должен стать годом технологического прорыва.
Перечень проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики РФ определен постановлением Правительства РФ от 15.04.2023 №603.
Концепции технологического развития
Технологический суверенитет – это единственный пусть развития корпоративных ИТ-экосистем в настоящее время, это стало очевидным после заявлений об уходе с российского рынка ряда зарубежных компаний.
Достижение технологического суверенитета, переход к инновационно-ориентированному экономическому росту, технологическое обеспечение устойчивого развития производственных систем – такие цели изложены в Концепции технологического развития страны до 2030 года. Согласно документу, к концу третьего десятилетия XXI века Россия должна обладать собственной научной, кадровой и технологической базой критических и сквозных технологий.
Предполагается, что в стране будут созданы условия для высокоинтенсивной инновационной активности корпораций и предпринимателей, которые будут работать в комфортной регуляторной среде. Кроме того, к 2030 году национальная экономика должна обеспечивать производство высокотехнологичной продукции – чипов и другой микроэлектроники, высокоточных станков и робототехники, авиакосмической техники, беспилотников, лекарств и медицинского оборудования, телекоммуникационной техники и программного обеспечения. При этом доля таких отечественных товаров в общем объеме потребления должна составить не менее 75%.
Концепция разработана Минобрнауки России, Минэкономразвития России и Минпромторгом России под руководством Первого заместителя Председателя Правительства РФ Андрея Белоусова.
В настоящее время уже разработан проект федерального закона "О технологической политике в Российской Федерации". Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение технологического суверенитета России и создание условий для разработки и внедрения технологических инноваций. Он определяет цели, задачи и принципы технологической политики, регулирует отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность в сфере технологического развития, органами государственной власти нашей страны, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, участвующими в формировании и реализации технологической политики.
Единый реестр и новые направления
В последнее время государством и крупными предприятиями сферы ТЭК были оценены отечественные продукты и технологии, которые можно назвать инновационными. Появился Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
С 2022 года включение в Реестр стало осознанной необходимостью большинства российских компаний-разработчиков ПО. В марте 2022 года с учетом экономической ситуации в России был объявлен курс на импортозамещение иностранного программного обеспечения отечественным.
Становление технологического суверенитета не означает полный отказ от произведенных за пределами РФ компонентов в разных отраслях, потому что ни одна страна в мире "вообще все" самостоятельно не выпускает, об этом неоднократно заявляли члены Комитета СФ по экономической политике, уточняя, что сейчас у РФ, например, налаженные каналы кооперации в различных областях с дружественными странами.
В настоящее время произошли значимые изменения в мире, наметился курс на деловое сотрудничество с другими странами, были открыты новые направления для международного сотрудничества между Россией, Латинской Америкой, Ближним Востоком и Азией.
Как признают эксперты, визит Владимира Путина в Объединенные Арабские Эмираты и Саудовскую Аравию продемонстрировал обоюдное стремление стран к достижению безопасности в зоне Персидского залива. Безусловно, эта положительная тенденция (или курс на сближение с дружественными странами) не могла не отразиться на рынке отечественных нефтесервисных компаний.
Наша страна и дальше продолжит развитие проектов в области технологического суверенитета.