Блуждающая звезда мировой политики

Как проект IMEC повлияет на глобальную экономику и энергетику?

Блуждающая звезда мировой политики
Фото: Evelyn Hockstein / Reuters

Осенью нынешнего года произошло событие, которое может ознаменовать начало новой эпохи. В рамках саммита G20 США, Евросоюз, Саудовская Аравия и Индия договорились о создании коридора Индия – Ближний Восток – Европа (IMEC). Согласно обнародованному меморандуму, ключевой целью этого проекта станет стимулирование экономического развития за счет расширения торговых связей и интеграции между странами АзииПерсидского залива и Европы. Предполагается, что IMEC будет включать в себя два отдельных коридора: восточный, который соединит Индию со странами Персидского залива, и северный, который послужит мостом между Персидским заливом и европейскими государствами.

Как заявил наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман Аль Сауд, проект предусматривает строительство разветвленной сети железных дорог между ближневосточными странами, а также развитие портового хозяйства. Кроме того, будет создана инфраструктура для транспортировки чистой энергии и водорода, а также сеть оптоволоконных кабелей для передачи цифровых данных.

В конечном счете создается единое экономическое пространство от Индии до Европы. Можно, конечно, сказать, что в этом нет ничего принципиально нового: мы живем в век расширения коммуникаций, постоянно возникают новые межгосударственные объединения. Одним больше, одним меньше… Однако в данном случае члены такого объединения чрезвычайно влиятельны и могущественны, и объединение их усилий может многое изменить в мире…

Кто "напоит" Индию нефтью?

Индия – государство с мощной экономикой и огромным населением. Потребление энергии в этой стране остается одним из самых высоких в мире, а на долю угля и нефти в совокупности приходится 85% национального энергобаланса.

При этом в Индии наряду со сферой услуг и IT-сектором достаточно энергично развиваются и энергоемкие отрасли промышленности. К примеру, страна является одним из мировых лидеров в области тракторостроения. Наконец, потребление энергии увеличивается по мере роста и повышения уровня жизни населения. Ведь эта страна уже перестала быть "большой деревней", которая отапливается дровами.

Нефть нужна Индии не только как энергоноситель, но и как сырье для нефтехимии. Страна занимает четвертое место в мире по объемам нефтепереработки (около 5 млн барр/сут) и шестое – по выпуску химической продукции (производится около 80 тыс. наименований соответствующих товаров). Одно из основных направлений – агрохимия (инсектициды, пестициды и гербициды), также развито производство ароматизаторов и пищевых добавок, пластмасс, синтетической резины, удобрений. Данные производства нуждаются в углеводородном сырье.

При этом добыча нефти в Индии покрывает только 15% внутреннего спроса. Следовательно, имеются огромные потребности в импорте. За последние полтора года Россия вышла на первое место по экспорту нефти на индийский рынок, в прошлом году объемы поставок увеличились в 19 раз и достигли 41 млн т.

Однако в случае реализации вышеупомянутой логистической инициативы структура поставок на индийский нефтяной рынок может существенно измениться, ключевое место на нем может занять Саудовская Аравия. А остальным поставщикам придется бороться за небольшую оставшуюся долю, в том числе путем снижения цен на свое сырье. Кроме того, Индия может стать логистическим центром для поставок арабской нефти в Южную и Восточную Азию в целом. И это приведет к еще большему усилению конкуренции.

Таким образом, реализация проекта IMEC может стать катализатором качественных и принципиальных изменений на нефтяном рынке Азии.

Удар по Китаю

Но нефтяной сферой возможные изменения далеко не ограничиваются. Новый транспортный коридор может ударить по интересам Китая, который напрямую в нем не участвует. Поясним, о чем идет речь. Сегодня крайне велик уровень взаимной зависимости США и Китая. Так, по итогам 2022 года Соединенные Штаты импортировали из Поднебесной товаров на $536,75 млрд. Такие огромные объемы позволяют Америке диктовать цены на китайскую продукцию. В свою очередь, Китай, чтобы защитить свои экономические интересы и не допустить "игры в одни ворота", стал основным держателем американских ценных бумаг (на сегодняшний день – $859,4 млрд).

Пекин уже достаточно давно пытается снизить эту зависимость. В частности, был запущен проект "Один пояс – один путь", предполагающий создание транспортного коридора из Китая в Европу. В результате его осуществления Китай сможет поставлять в Евросоюз товары в объемах, соизмеримых с масштабами экспорта в США. По сути, это будет означать конец американской "полумонополии", что в свою очередь прекратит ценовой диктат США и даст возможность китайцам избавиться от американских ценных бумаг.

Однако проект IMEC несколько меняет расклад сил. Конкуренции Европы и США за китайские товары будет противопоставлена конкуренция Китая и Индии за европейского покупателя. И последняя станет острее первой. Европа может обойтись без массового притока китайских товаров, а вот Пекин и Дели не могут обойтись без освоения европейского рынка. В результате КНР вместо того, чтобы давить на США, будет вынуждена "отбиваться" от Индии (при том, что политические отношения двух стран сейчас далеки от идеальных).

В итоге IMEC изменит отношения в четырехугольнике Россия–Китай–Индия–США (о чем ниже), а также ситуацию в странах, по которым пройдет новый транспортный коридор (а это практически вся Евразия). Таким образом, можно утверждать, что мы стоим на пороге глобальных изменений.

Политические последствия

Меморандум о взаимопонимании стран-участниц по проекту IMEC первым опубликовал сайт Белого дома. И это практически признание того, что данный проект является масштабной стратегической операцией США. И действительно, Вашингтон получает от него максимум плюсов: собирается нанести чувствительный удар и по России (сократив поставки нефти из РФ в Индию), и по Китаю, заставив его жестко конкурировать с Индией и лояльнее относиться к Америке. Кстати, признаки повышения такой "лояльности" налицо: тема Тайваня, которая еще совсем недавно активно поднималась официальным Пекином, вдруг затихла.

Похоже, мы стоим на пороге нового изменения миропорядка. Главный стержень геополитики начала ХХI века – это противостояние Востока и Запада. При этом Запад медленно, но верно отступал, а Восток также медленно, но верно двигался вперед. И почти все были уверены, что пусть и не скоро, но "американский мир" сменится китайским. Теперь же у КНР появляется реальный конкурент в борьбе за лидерство, а с ним – и куча проблем. Отныне деление на Восток и Запад больше не является главным и определяющим, а значит, может возникнуть новая система неожиданных союзов.

В свое время именно Индия выдвинула концепцию противостояния "глобального Севера" и "глобального Юга". Но теперь своим союзом с США Дели разрушает эту концепцию. Индия, конечно, не сдается США, а требует равноправного союза с глобальным Севером (который мы традиционно называем Западом). Но у Вашингтона наверняка другие планы…

Таким образом, Индия становится "блуждающей звездой мировой политики", и от того, останется ли она приверженной идее противостояния полюсов ("Север – Юг" или "Восток – Запад") или же предпочтет искать компромиссы с "главным полюсом" в лице США, будут зависеть перспективы как мировой экономики в целом, так и топливно-энергетического комплекса в частности.