"Субсидии" российским НПЗ по итогам первых семи месяцев 2024 года увеличились более чем на 80%. Если с января по июль 2023-го выплаты по демпферу, обратному акцизу и инвестиционной надбавке составили 1,21 трлн рублей, то за аналогичный период 2024 года их объем достиг 2,19 трлн рублей. Однако, несмотря на увеличение выплат по налоговым вычетам, Минфин все равно зафиксировал существенный прирост нефтегазовых доходов бюджета. По итогам первых семи месяцев он достиг 62%, а в абсолютном выражении – 2,58 трлн рублей.
Нефть всему голова
Ключевую роль сыграл прирост поступлений по налогам на добычу нефти. Так, поступления по НДПИ на нефть превысили суммарный объем сборов по НДПИ на нефть и экспортной пошлине на нефть на 73% (на 2,54 трлн рублей).
В нынешнем году был завершен налоговый маневр, в рамках которого Минфин пошел на обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в обмен на поэтапное повышение НДПИ на нефть. Тем самым, определяющее значение для поступлений из нефтяной отрасли теперь имеет фактический объем добычи на скважине, а не величина экспортного дисконта.
Вдобавок, в нынешнем году произошло резкое сокращение дисконта Urals к Brent: если в первой половине 2023 г. разница в стоимости составляла в среднем $27,3 за баррель, то в первой половине 2024 г. – $14,7, согласно подсчетам Open Oil Market на основе данных Минфина и Управления энергетической информации (EIA). Как следствие, в силу правил Налогового кодекса, Минфин использует фиксированный дисконт в $20 за баррель, который все равно ниже фактического размера скидки, характерного для первой половины 2023 г.
Растут и поступления по налогу на дополнительный доход (НДД): по итогам первых семи месяцев сборы по НДД увеличились более чем вдвое (на 841 млрд рублей). С формальной точки зрения НДД, в отличие от НДПИ, зависит не от объема добываемого сырья, а от выручки от его реализации, за вычетом расходов на добычу и транспортировку. Однако в реальности выручка, учитывающаяся при калькуляции обязательств по НДД, носит расчетный характер: она определяется из фиксированного дисконта к стоимости Brent на мировых рынках. Это обеспечивает Минфину сравнительную предсказуемость бюджетных поступлений, а нефтяникам – возможность использования более гибкой системы налогообложения, чем НДПИ. Неслучайно доля НДД в структуре налогооблагаемой добычи нефти достигла 52% – такую "цифру" в апрельской статье для журнала "Энергетическая политика" приводил Александр Новак.
Экспорт газа
Прирост поступлений – правда, не столь существенный – был характерен и для газовой отрасли. Суммарные сборы по НДПИ на газ и экспортной пошлине на газ по итогам первых семи месяцев 2024 г. выросли на 7%, а в абсолютном выражении – на 66 млрд рублей. Среди прочего сказалась стабилизация экспорта газа в Европу.
По данным Европейской сети операторов газотранспортных систем (ENTSOG), поставки "Газпрома" в ЕС (включая транзитные поставки в Сербию и Северную Македонию) в первом квартале 2024 года составили 97 млн куб. м в сутки, а во втором квартале – 96 млн куб. м в сутки. Для сравнения: в первые два квартала 2023-го этот показатель составлял 67 млн куб. м в сутки.
Физический прирост поставок компенсировал эффект от снижения цен на газ в Европе: если в первом полугодии 2023-го средняя цена на крупнейшем в регионе хабе TTF составляла $504 за тыс. куб. м, то в первой половине 2024-го – лишь $336 за тыс. куб. м. Сказался и рост газодобычи: по данным Росстата, добыча природного газа в первой половине 2024 года увеличилась на 9,4% в сравнении с аналогичным периодом 2023-го (до 292 куб. м).
На пользу бюджета
Что касается нефтяной отрасли, то, по данным EIA, добыча нефти в РФ в июле текущего года составила 9,07 млн баррелей в сутки – это близко к действующей квоте ОПЕК+, согласно которой добыча нефти в РФ в период с июня по сентябрь не должна превышать отметку в 8,98 млн баррелей в сутки.
К декабрю квоты для России увеличатся до 9,1 млн баррелей в сутки, а значит, фактический объем предложения нефти в РФ будет находиться вблизи текущего уровня.
Еще одним фактором роста доходов может стать изменение правил расчета демпфера. Воздействие конкретно этой меры зависит от сроков принятия законопроекта Минфина.
В целом, нынешний год остается достаточно благоприятным для нефтегазовых доходов бюджета. Переход к использованию фиксированного дисконта, рост поставок газа в Европу, увеличение доли НДД в структуре налогооблагаемой добычи – все это обеспечило рост бюджетных доходов, которые по итогам декабря, скорее всего, вернутся к уровню 2022 года (11,59 трлн рублей против 8,82 трлн рублей в 2023 году).