Практически одновременно с аварией на "Северных потоках" был торжественно открыт газопровод Baltic Pipe, который позволит Польше напрямую получать норвежский газ. Это событие подают в качестве ключевого шага "на пути Польши и всей Европы к сокращению энергетической зависимости от России". В действительности этот газопровод никак не влияет на объем предложения "голубого топлива" в рамках ЕС, а служит лишь перераспределению уже имеющихся ресурсов между странами. Притом в текущих условиях поставки в Польшу ставят под угрозу стабильность газоснабжения Германии.
Никаких долгосрочных контрактов
В 2016 году Польша впервые громко заявила о том, что не будет заключать новый долгосрочный газовый контракт с Россией. Конечно, она не отказывалась от импорта газа из РФ (по трубопроводам или в сжиженном виде), но после 2022 года закупки должны были осуществляться через биржевые механизмы. По мнению руководства страны, это должно было перевести торговлю "голубым топливом" на рыночные основы. "Нерыночными", с точки зрения Варшавы, являлись долгосрочные контракты, особенно – с нефтяной привязкой.
По большому счету, заявления Польши были ожидаемы, так как Евросоюз в целом взял курс на отказ от долгосрочных соглашений, которые по своей сути противоречили насаждаемой Брюсселем модели рынка. Кроме того, они вступали в очевидное противоречие с задачами "зеленой сделки".
К 2050 году Евросоюз должен стать абсолютно независимым от ископаемых видов топлива. Природный газ в электроэнергетическом сегменте уже к 2030-м годам должен активно вытесняться водородом. Сейчас мы не будем касаться вопроса выполнимости подобного рода стратегических задач. Заметим лишь, что в данном "зеленом" контексте не имеет никакого смысла заключать новые контракты, по которым закупка "голубого топлива" будет продолжаться до 2040-х годов.
В то же время Варшава ухватилась за проект Baltic Pipe, который должен был обеспечить поставки из Норвегии. Можно было бы усмотреть в этом некое противоречие с вышеизложенной "зеленой" логикой. Ведь если газ не будет нужен, то какая разница, откуда он будет идти. Но в данной ситуации мы имеем дело с иным аспектом европейской энергетической стратегии.
Проект общественной важности
Евросоюз активно поощряет диверсификацию источников "голубого топлива" и развитие газотранспортных мощностей, которые позволили бы перебрасывать объемы между государствами-членами ЕС. Поэтому проект Baltic Pipe получил всестороннюю поддержку, статус проекта общественной важности и 267 млн евро финансирования через фонд Connecting Europe. А суммарные инвестиции составили не менее 1,6 млрд евро. Их обеспечили как фонды Евросоюза, так и польский оператор Gaz-System, а также датский дистрибьютор Energinet.
Номинальная мощность проекта составляет 10 млрд куб. м в год. Это примерно равно тому объему, который Польша получала из РФ. Но действующий российско-польский контракт завершился несколько раньше ожидавшегося срока. Варшава отказалась использовать рублевую схему оплаты "голубого топлива", и поэтому весной текущего года поставки из России прекратились.
Какое-то время Польша покупала российский газ у Германии. Но затем из-за санкционного противостояния был остановлен польский участок газопровода Ямал–Европа, а "Северный поток" стал сокращать прокачку из-за технических проблем с газоперекачивающим оборудованием, которые не смогла устранить отвечавшая за это компания Siemens. Данное обстоятельство усложнило газоснабжение немецких потребителей и возможности по перепродаже "голубого топлива".
Общественность в самой Польше оказалась встревожена тем обстоятельством, что строящийся трубопровод Baltic Pipe не был обеспечен какими-либо контрактами. Наконец польская нефтегазовая компания PGNiG успокоила сограждан: есть контракт с Equinor на 2,4 млрд куб. м в год. Это примерно четверть от поставлявшихся из России объемов. И поставки планировалось начать не в день торжественного открытия газопровода, а 1 октября.
Аппетит растет, а ресурсная база – нет
Потребности Польши в газе составляют 20–22 млрд куб. м в год. Но здесь стоит добавить, что порядка 70–80% электроэнергии в этой стране вырабатывается угольными электростанциями. А в рамках все той же "зеленой сделки" планируется ускоренный отказ стран Европы от угля. Хотя в 2022 году этот процесс приостановился, но, по существующим оценкам, уже к 2030 году большая часть угольной генерации в Евросоюзе будет полностью остановлена.
Перед Польшей возникла перспектива резко увеличить потребление газа, так как на данном этапе только он может обеспечить полноценную замену угля для производства электроэнергии. Это означает, что к 2030 году потребление "голубого топлива" в этой стране может увеличиться до 30 млрд куб. м.
Таким образом, мы приходим к неутешительному для Варшавы выводу, что Baltic Pipe к концу текущего десятилетия может служить лишь для компенсации роста спроса на газ. Конечно, в том случае, если ЕС все же продолжит декарбонизацию.
Но самое ироничное, что ресурсной базой нового норвежско-датско-польского газопровода является магистраль Europipe II, соединяющая Норвегию и Германию. Мощность этой трубы – 24 млрд куб. м. Соответственно, по имеющимся контрактным обязательствам, в 2022 году Польша претендует на 10% прокачиваемых в Германию объемов. Это, в свою очередь, говорит о том, что немецкие потребители недополучат 2,4 млрд куб. м в условиях, когда поставки из России буквально подорваны, СПГ-терминалы, которые планируется ввести в строй в четвертом квартале текущего года, смогут обеспечить лишь 12,5 млрд куб. м, а добыча в Нидерландах сокращается.
Притом перспективы немецких потребителей, учитывая озвученные планы PGNiG, стоит назвать неопределенными. Так, польская компания, кроме основного контракта с Equinor, заключила и ряд более мелких соглашений, которые начнут исполняться в разные годы. Но на данный момент PGNiG утверждает, что в 2023 году сможет доставить из Норвегии в Польшу по Baltic Pipe не менее 6,5 млрд куб. м, а в 2024-м к этому объему добавится еще 1 млрд куб. м. И все это – из заполненной на 100% трубы мощностью 24 млрд куб. м, идущей из Норвегии в Германию. Возможно, свою лепту внесет Дания, которая собирается в 2023 году восстановить внутреннюю добычу природного газа.
Фактически ввод в эксплуатацию Baltic Pipe никак не увеличивает поставки газа в Евросоюз, а лишь снимает часть объемов, которые шли на немецкий рынок. Эта труба на данном этапе не может даже полноценно компенсировать выпавшие российские поставки.
Торопливый ввод магистрали в эксплуатацию, точнее, торопливое "открытие" до начала коммерческих поставок газа было призвано успокоить общественность, которую тревожат неясные перспективы отопительного сезона. Общественность ропщет, так как справедливо считает, что вместо полноценной замены российского газа ей подсовывают имитацию.