Этим летом и в начале осени рынок нефтепродуктов пережил период избыточной ценовой волатильности. Однако совместными усилиями регуляторов, биржи и добросовестных участников рынка с третьей декады сентября уровень биржевых цен на бензин и дизельное топливо пошел на снижение. К примеру, индекс Европейской части России Регуляр-92 снизился с 70 508 руб./т (пиковое историческое значение, достигнутое 18.09.2023) до 49 287 руб./т (16.11.2023), или на 43,06%; Премиум-95 – с 76 876 руб./т (07.09.2023) до 52 386 руб./т (16.11.2023), или на 46,74%; индекс дизельного топлива (корзина: ДТл, ДТм, ДТз) уменьшился с 75 036 руб./т (19.09.2023) до 61 876 руб./т (16.11.2023), или на 21,27%.
Этому способствовала реализация мероприятий, направленных на снижение избыточной ценовой волатильности, применение мер воздействия за использование недобросовестных торговых практик, недопущение "серого" экспорта биржевых нефтепродуктов. В августе начал работать аукцион открытия. Он проводится в течение 15 минут перед основным режимом торгов, а цена формируется специальным алгоритмом на основе поступивших заявок – агрегированного спроса и агрегированного предложения. В начале сентября СПбМТСБ усовершенствовала механизм проведения данного аукциона. В частности, были приняты рекомендации Биржевого комитета ФАС России по увеличению равномерности и контролю за недискриминационным распределением товара в режиме аукциона открытия.
Стабилизация рынка нефтепродуктов
Предпринятые биржей меры также коснулись ограничения числа заявок, поданных одним участником, не приводящих к заключению договора. Кроме того, скорректированы границы колебаний цен в ходе торговой сессии. Поставщикам дана возможность отклонения реквизитных заявок по бензину и дизельному топливу, поданных на станцию назначения (призаводские железнодорожные станции, припортовые станции). При этом у покупателей есть право подать реквизитную заявку на другую станцию назначения.
Дополнительно усилен контроль над исполнением биржевых договоров по поставке товара на внутренний рынок РФ. При выявлении экспорта применяются меры воздействия. Кроме того, биржа продолжила мониторинг реализации нефтепродуктов на вторичном рынке. В настоящее время доля продаж вторичного рынка на базисах НПЗ составляет 0%.
По результатам мониторинга недобросовестных торговых практик и с учетом рекомендации Совета секции "Нефтепродукты" за нарушение рекомендаций Биржевого комитета ФАС по аукциону открытия, недобросовестную торговую практику (систематическая подача заявок менее чем за 1 сек от ранее выставленной), неисполнение биржевых договоров покупателями, переадресовку вагонов заявок приняты следующие меры воздействия: 13 официальных предупреждений, 67 штрафов, 18 приостановлений допуска к торгам и клиринговому обслуживанию.
Биржа стимулировала приоритетность работы участников торгов через оператора товарных поставок. Эта система дает возможность отследить передвижение груза в электронном виде. Напомню, биржа вместе с РЖД и ее дочерним предприятием "Цифровая логистика" под контролем ФАС в 2019 году создали ОТП РЖД, а в прошлом году система вышла на рабочий режим: поставки с участием оператора начали осуществлять нефтяные компании – производители топлива.
Еще раз подчеркну преимущества работы с участием ОТП. Это повышение прозрачности, большая скорость, простота расчетов за транспорт, а также уменьшение сроков поставки. В настоящее время участники рынка отрабатывают автоматизацию работы в рамках данной системы, с начала второго полугодия 2024 года планируется полный переход биржевого рынка нефтепродуктов на режим ОТП РЖД.
Важно отметить, что Правительство Российской Федерации также предприняло меры для стабилизации топливного рынка. Среди них – увеличение нормативов продаж топлива на бирже: до 15% по бензинам и до 12,5% по дизельному топливу.
Эффективная торговая площадка
Именно секция "Нефтепродукты" за 15 лет работы биржи стала ведущей: каждая четвертая тонна моторного топлива, поставляемая на внутренний рынок РФ, проходит через СПбМТСБ. Сервисы, созданные биржей, связки с системой транспортировки нефтепродуктов, строгий контроль исполнения биржевых договоров и обеспечение дисциплины на торгах продолжают повышать привлекательность торгов по сравнению с другими каналами реализации и приобретения топлива.
Отмечу также роль системы регистрации внебиржевых сделок на СПбМТСБ. Она стала основой для формирования внебиржевых репрезентативных ценовых индексов, эффективно дополнивших систему индикаторов, формирующихся на торгах. На базе данных о внебиржевых договорах СПбМТСБ создала методологию расчета национальных ценовых индикаторов на ключевые товары.
По рынку нефтепродуктов СПбМТСБ предложила ведомствам методику расчета семейства территориальных индексов – средневзвешенных цен нефтепродуктов и СУГ на местах производства, расположенных на территории Европейской части России, Урала, Сибири и Дальнего Востока. В настоящее время методика прошла согласование в ЦБ и одобрена Биржевым комитетом ФАС России.
На бирже также успешно функционирует сегмент мелкого опта, где созданы комфортные условия для малых и средних участников рынка. В то же время для его дальнейшего развития необходимо государственное стимулирование посредством внесения изменений в нормативную базу.
Совершенствование биржевого механизма, меры в области контроля и противодействия недобросовестным торговым практикам, совместная работа с регуляторами дают результаты. За десять месяцев 2023 года на бирже реализовано 24,911 млн т нефтепродуктов, на 5,6% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.