Помнится, в известном советском фильме раскрывался секрет прохождения сквозь стену: видеть цель и не замечать препятствий. В воплощении этой стратегии российскому Минфину нет равных – в своем стремлении любой ценой повысить фискальное давление на нефтегазовую отрасль он не обращает внимание на такие "мелочи", как логика и геополитические реалии.
Больше налогов – нехороших, но разных!
Активность Минфина в придумывании все новых и новых налоговых поборов достойна удивления. В общей сложности за последние три года в основном по инициативе данного ведомства было принято около двух десятков изменений законодательства, приводящих к повышению фискальной нагрузки на нефтяную промышленность. В результате объем изъятий из нее превысил 1,5 трлн руб., что существенно подорвало инвестиционный потенциал данной отрасли. А как может быть иначе, если по итогам 2022 года уровень налоговой нагрузки для "нефтянки" составил 78%? А с учетом роста затрат на транспорт, электроэнергию и банковскую кредитную ставку в распоряжении нефтяников остается лишь 10% выручки! И что называется, ни в чем себе не отказывайте – осваивайте на эти "сверхдоходы" перспективные нефтегазоносные провинции, создавайте новые логистические цепочки, развивайте нефтепереработку и т.д. А если серьезно, то налоговая нестабильность крайне мешает отрасли нормально функционировать. Добычные предприятия сегодня по-прежнему получают прибыль и до сих пор являются маржинальными лишь благодаря крайнему напряжению своих сил – они вопреки всему повышают эффективность операционной деятельности и жестко контролируют свои расходы. К счастью, и глобальная рыночная конъюнктура пока благоприятна, но это, как известно, фактор переменчивый.
Но удивляет не только количество таких нововведений, но и их качество – прямо скажем, сомнительное. Здесь достаточно вспомнить недавнюю ситуацию, когда Минфин в два раза урезал демпферные выплаты нефтяным компаниям и тем самым де-факто устроил коллапс топливного рынка. Данное решение, к счастью, было пересмотрено, но это не остановило министерство в достижении его заветной цели – ободрать нефтяную отрасль. И тут уже никакие препятствия не имеют значения.
При этом можно лишь позавидовать фантазии представителей Минфина, придумывающих специально для нефтяников все новые и новые фискальные ловушки – одна другой экзотичнее. И это при том, что сама по себе система налогообложения отрасли – уникальна и не имеет аналогов в других секторах отечественной экономики. Напомним, только здесь имеются такие "экспонаты", как налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налог на дополнительный доход (НДД). Для нефтяной отрасли, по сути, создан отдельный порядок налогообложения. За счет этих механизмов при улучшении макроэкономических условий и росте выручки пропорционально увеличиваются и выплаты нефтяных компаний в бюджет. А значит, априори никаких сверхдоходов в "нефтянке" нет и быть не может. В отличие, кстати, от всех других отраслей, которые платят лишь обычные "скучные" налоги – на прибыль и на имущество. Поэтому показатель налоговой нагрузки у этих "счастливчиков" – зачастую кратно ниже, чем у нефтяников. Так, у сектора добычи алмазов и драгоценных металлов он равен 49%, отрасли услуг связи и интернета – 48%, горнорудной и металлургической промышленности – 46%, предприятий электроэнергетики – 42%. А рекордсменами тут выступают финансовый сектор (29%) и производителей минеральных удобрений (26%). Но почему-то их сверхприбыли Минфин в упор не замечает.
Потратился? Плати!
Очередной (уже какой по счету!) сюрприз родной Минфин подкинул отрасли буквально на днях в разработанном им проекте поправок в Налоговый кодекс, уже принятых в первом чтении. И этот полет фискальной мысли заслуживает отдельного рассмотрения и восхищения. О глубине замысла свидетельствует красноречивый факт: параметры очередного изменения налогообложения изложены в пояснительной записке общим объемом около 1 тыс. листов! Но постараемся максимально кратко изложить суть.
Традиционно базой для расчета налогов на отечественную нефтяную отрасль служит цена российского сорта Urals. При этом применяется так называемая методика CIF, то есть в цене учитываются расходы на страхование партии нефти и ее доставку до пункта назначения (порты Роттердам в Нидерландах и Аугуста на итальянской Сицилии). Это уже само по себе несколько странно. Получается, что компании несут затраты на доставку нефти в иностранные порты и эти расходы плюсуются им в налогооблагаемую базу, тогда как в других отраслях, как мы знаем, затраты на транспортировку относятся к себестоимости и из налоговой базы, наоборот, вычитаются.
Цена Urals (CIF) публикуется зарубежным агентством Argus. В прогнозе Минэкономразвития на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов она была определена на уровне $70,1 за баррель.
До начала санкционной войны Запада против России баррель российской смеси Urals стоил всего на $1-2 дешевле, чем баррель маркерного сорта Brent. Но после введения эмбарго на закупку нефти из РФ разница в цене между ними стала расти. Поэтому Минфин внес поправки в систему расчета платежей. При определении размера налогов с 1 апреля 2023 года и экспортных пошлин с 1 июня 2023 года в качестве базовой используется одна из величин: либо все та же Urals (CIF) либо цена Brent за вычетом так называемого дифференциала (фиксированной разницы в цене с Urals). Первоначально размеры этого дифференциала были установлены в $34 за баррель, а к сентябрю 2023 года они были снижены до $20. Благодаря тому, что российские нефтяные компании достаточно быстро смогли выстроить новую систему логистики и нашли надежных покупателей на отечественное "черное золото" на рынках АТР, скидки на Urals начали активно снижаться. В результате первая из двух упомянутых величин – Urals (CIF) – оказалась выше и именно ее использовали для фискальных целей.
Недостаток такой системы на фоне санкций был более чем очевиден – ведь, напомним, размер Urals (CIF) рассчитывается агентством Argus, которое бдит интересы недружественных государств. Но если Минфину это позволяло собирать побольше налогов с нефтяников, данным "препятствием" можно и пренебречь. Видимо, такое высокое доверие со стороны российского финансового ведомства смутило сам Argus – с января 2024 года агентство прекращает публикацию котировок Urals (CIF), потому что объемы в этом направлении прекратились.
Как же теперь считать налоги? Да, остается один из двух вышеназванных вариантов – расчет исходя из цены Brent минус дифференциал. Причем в проекте поправок в НК предлагается с 1 января 2024 года снизить данный дифференциал с $20 до $15 (формула Brent–15). Хотя в нынешних геополитических реалиях было бы логичнее использовать котировку российской нефти на целевых рынках сбыта, то есть в Индии и Китае, а также дифференциал к основному азиатскому сорту Dubai (например, (Dubai–20).
А вот на замену варианту Urals (CIF) Минфин предлагает нового кентавра. Почему кентавра? Потому что туловище у него российское – цена на нефть в российских портах, так называемый показатель Urals (FOB). Понятно, что она ниже, чем Urals (CIF), что выглядело бы вполне справедливо (можно было бы наконец-то убрать из ценового индикатора расходы компаний на логистику). Но душа финансового чиновника, естественно, такого не вынесет. Поэтому к "туловищу" пришивают "голову" (ну или хвост) – стоимость перевозки сырья (фрахта) до европейских портов. Компании сами должны сообщать налоговым органам о размере этой надбавки, а ФАС – проверять правильность этой информации. Если же они этого не сделают, то к цене показатель Urals (FOB) будет автоматически добавляться $2 за баррель.
Эмбарго? Не слышали…
Что же получается на практике? Нефтяная компания продает нефть своему контрагенту в российском порту, к примеру, за $76 за баррель, и даже не знает, куда это сырье потом поплывет. Но Минфин взымает налоги с этой операции, допустим, исходя из цены $80 за баррель, то есть плюсуя какой-то мифический фрахт.
Таким образом, Минфин может торжествовать – налоги для нефтяников окажутся традиционно высокими. Но позвольте, не абсурдно ли это выглядит? Эмбарго, введенное европейскими странами, напрямую запрещает морскую поставку российской нефти в порты Старого Света. Как же тогда компании рассчитают стоимость логистических операций, которые в принципе невозможны? Высосут из пальца? Или просто безропотно заплатят дополнительно $2 за баррель и более, потому что Минфин так решил? Конечно, теоретически, нефть можно доставлять в европейские порты и трубопроводным транспортом – санкции этого не запрещают. Но сегодня доля таких поставок не превышает 5-8% от общего объема экспорта. Почему же тогда "надбавка" распространяется на все 100%? Это как минимум несправедливо. Мы не говорим уже о том, что Минфин по-прежнему топчется на тех же граблях, привязывая отечественную налоговую систему к курсам валют недружественных стран…
Примечательно, что ранее планировалось введение и еще одного, третьего, альтернативного ценового индикатора для определения базы налогообложения – внебиржевой котировки в российских портах по данным СПбМТСБ плюс фиксированная стоимость фрахта в $4 за баррель. Но его внедрение перенесено с 2024 на 2025 год.
Таким образом, предлагаемая Минфином система вдвойне странна и вдвойне несправедлива. Во-первых, она по-прежнему добавляет к налогооблагаемой базе затраты компаний на логистику. А во-вторых, заставляет рассчитывать в принципе несуществующей показатель – расходы на транспортировку российской нефти до европейских портов. Вот такая вот дополнительная санкция для отечественной "нефтяники" от родного регулятора…
Минфин продолжает реализовывать свою губительную налоговую политику в отношении нефтяной отрасли, совершенно не думая о последствиях, перспективах дальнейшего развития и необходимости инвестирования в действующие и новые проекты. Вкупе с высокой процентной ставкой, которая в принципе тормозит экономический рост в стране, инициативы финансовых регуляторов все сильнее затягивают петлю на шее нефтянки.