ИнфоТЭК-Терминал
ИнфоТЭК-Терминал
 Услуги 
 Интервью 
 Дайджест 
 Объявления 
 Рынок нефти 
 Ссылки 
 О проекте 
 О компании 
 Партнеры 

 

 
Динамика цен на нефть на лондонской бирже
 
Хеджирование 


Примеры операций

1а. Идеальный короткий хедж (авиакомпания)

  Рынок физического товара, $/тонну Фьючерсный рынок, $/тонну Базис, $/тонну

Продажа авиационного топлива (спот)

175.0

   

Покупка газойля IPE (фьючерс)

 

160.0

(15.0)

Покупка авиационного топлива (спот)

185.0

   

Продажа газойля IPE (фьючерс)

 

170.0

(15.0)

Итого

(10.0)

+10.0

0

Рассмотрим пример, когда авиакомпания продает билеты на ближайшие шесть месяцев. Ее калькуляция составляется в расчете на получение прибыли при текущих ценах на авиационное топливо, однако авиакомпании приходится оплачивать спотовую стоимость его заправки в самолет в каждом рейсе. Если авиакомпания не хеджирует покупку, ей не удастся зафиксировать прибыль от продажи билетов, поэтому авиакомпания принимает решение хеджировать ценовой риск.

В нашем примере в цену билетов заложена цена авиационного топлива в размере 175 $/тонну. Текущая фьючерсная цена на газойль IPE (наиболее подходящий эквивалент авиационного топлива) составляет 160 $/тонну. Текущий базис между ценой авиационного топлива и ценой газойля ipe составляет 15 $/тонну. Чтобы хеджировать свой риск изменения цен на авиационное топливо, авиакомпания покупает фьючерсные контракты, число которых равно ее ожидаемому потреблению авиационного топлива в течение ближайших шести месяцев.

Не успела авиакомпания заправить самолет авиационным топливом, как цены на него увеличились, и в течение шести месяцев авиакомпания будет платить за тонну авиационного топлива 185 долларов на спотовом рынке. Однако, в то же время она может получить прибыль от продажи своих фьючерсных контрактов и таким образом скомпенсировать убытки, т.к. цена на газойль IPE выросла на ту же величину, что и авиационное топливо. Базис по-прежнему составляет 15 $/тонну. Такой хедж является идеальным, а базисный риск равен нулю, хотя до окончания хеджерской операции он мог и измениться.

 

1б. Короткий хедж (авиакомпания)

  Рынок физического товара, $/тонну Фьючерсный рынок, $/тонну Базис, $/тонну

Продажа авиационного топлива (спот)

175.0

   

Покупка газойля IPE (фьючерс)

 

160.0

(15.0)

Покупка авиационного топлива (спот)

185.0

   

Продажа газойля IPE (фьючерс)

 

170.0

(15.0)

Итого

(10.0)

+10.0

0

 

рынок физического товара, $/тонну

фьючерсный рынок, $/тонну

базис, $/тонну

продажа авиационного топлива (спот)

175.0

 

 

покупка газойля ipe (фьючерс)

 

160.0

(15.0)

покупка авиационного топлива (спот)

185.0

 

 

продажа газойля ipe (фьючерс)

 

172.0

(13.0)

итого

(10.0)

+12.0

+2.0

во этом примере цена на газойль ipe выросла на большую величину, чем цена на авиационное топливо, и авиакомпания получила неожиданную прибыль. впрочем, изменение базиса могло быть и отрицательным, тогда бы у авиакомпании возникли незапланированные убытки.

авиакомпания могла и не осуществлять торговлю фьючерсными контрактами, а обратиться к "создателям" рынка, которые бы взяли на себя все базисный риск путем создания уникального контракта хеджирования специально для этой авиакомпании. однако при этом авиакомпания потеряла бы право выбора, в какой момент она могла выйти из "бумажной" сделки, что легко возможно при торговле стандартизированными фьючерсными контрактами на бирже.

 

2а. идеальный длинный хедж (трейдер)

 

 

рынок физического товара, $/тонну

фьючерсный рынок, $/тонну

базис, $/тонну

покупка газойля (спот)

165.0

 

 

продажа газойля ipe (фьючерс)

 

160.0

(5.0)

продажа газойля (спот)

155.0

 

 

покупка газойля ipe (фьючерс)

 

150.0

(5.0)

итого

(10.0)

+10.0

0

в этом примере трейдер по цене 165 $/тонну приобрел некоторое количество газойля и поместил его на хранение. в течение нескольких недель газойль должен быть поставлен покупателям, которые рассчитывают оплачивать его по текущей цене "платтс" на момент поставки. трейдер считает, что, пока он продаст свои запасы, цена на газойль упадет, и хочет хеджировать цену, зафиксированную при покупке. поэтому, защищаясь от падения цен на газойль, трейдер продает фьючерсные контракты ipe на газойль по средней цене 155 $/тонну.

цена на газойль падает и клиенты оплачивают поставку по цене 155 $/тонну. цена фьючерса соответственно снижается, и дистрибьютор покупает фьючерсы по 150 $/тонну. в результате убыток трейдера при торговле на реальном рынке составляет 10 $/тонну, но он компенсирован равной прибылью от хеджа на фьючерсном рынке.

в этом примере базис составляет 5 $/тонну и сохраняется на том же уровне, обеспечивая идеальный хедж.

 

2б. длинный хедж (трейдер)

 

 

рынок физического товара, $/тонну

фьючерсный рынок, $/тонну

базис, $/тонну

покупка газойля (спот)

165.0

 

 

продажа газойля ipe (фьючерс)

 

160.0

(5.0)

продажа газойля (спот)

155.0

 

 

покупка газойля ipe (фьючерс)

 

152.0

(3.0)

итого

(10.0)

+8.0

(2.0)

Во втором примере фьючерсная цена IPE на газойль снизилась всего на 8 $/тонну. Следовательно, базис изменился на -3 $/тонну. Результат хеджирования на 2 $/тонну хуже, чем в первом примере - это убыток трейдера от операции. На 2 доллара менее прибыльный результат хеджа вызвал базисный риск.

Трейдер мог и не работать на фьючерсном рынке, а обратиться к "создателю" рынка с целью зафиксировать цены по котировкам "Платтс", при этом он потерял в возможности спекуляций и раннего выхода из "бумажной сделки". Впрочем, трейдер мог и просто заключить "бумажный" контракт на страхование по "базисному риску", однако при этом он был бы четко привязан к определенным датам поставки товара.

 

 

Copyright © 1997-2011 ИнфоТЭК-Терминал